Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Игра имеет очень важное значение в жизни развивающегося человека. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Организация объединенных наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Игра – практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребёнком ранее, в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются благодаря речи. В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения.
Использование игры способствует развитие сообразительности, находчивости, инициативы. Игры вызывают яркие эмоциональные переживания, а это играет стимулирующую роль, что положительно сказывается на нравственном воспитании ребенка. Неиграющий ребенок – это в той или иной мере ребенок с проблемами в развитии, часто этой проблемой бывает социальная дезадаптация. Поэтому так важно знать игровые предпочтения детей для эффективного использования игровой деятельности в процессе развития ребенка, его социализации.
В этом заключается практическая актуальность исследования.
Объект исследования: игровая деятельность младших школьников
Предмет исследования: игровые предпочтения младших школьников.
Цели исследования: изучение игровых предпочтений современных младших школьников с целью последующего использования полученных знаний в практической деятельности.
Гипотеза исследования: игровые предпочтения младших школьников характеризуются изменением интересов детей в сторону компьютерных игр, которые пришли на смену подвижным играм. При этом можно предположить различия игровых предпочтений в зависимости от половой принадлежности ребенка.
Задачи.
1) Рассмотреть сущность игры, принципы использования элементов игровой деятельности в учебном процессе.
2) Обосновать выбор методов изучения игровых предпочтений у младших школьников, подобрать диагностические методики.
3) Проанализировать ход и результаты изучения игровых предпочтений у младших школьников экспериментальной группы.
Методы исследования: изучение литературы и других источников, анкетирование.
База исследования - исследование проводилось в ГБОУ НАО «Средняя школа №1 » г. в ноябре 2018 года. Испытуемые – ученики 1-4 классов в количестве 38 человек.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Значение игры в развитии младших школьников
«Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в науке в настоящее время утверждается взгляд на игру, как на одну из ведущих видов деятельности детей в период младшего школьного возраста» (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) .
Специалисты отмечают, что каждый пережитый ребенком период в его жизни отмечен определенным доминирующим видом деятельности, который оказывает значительное влияние на изменения в психике ребенка, что приводит к формированию основополагающих процессов и свойств личности ребенка [18, c.89].
Для младших школьников ведущую роль в их жизни играет игровая деятельность, в ходе которой детям удается отразить различные стороны жизни, которые они наблюдают и продумывают, в итоге у них формируется мировоззрение и свои представления об окружающей действительности.
Ученики младшей школы проводят в школе большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в конкурсах, марафонах, занятия дополнительным образованием во внеучебное время – после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности.
Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:
Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов.
Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности. Младшие школьники – это учащиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя [17, c.145].
Принцип свободы участия. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение.
Принципы обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру [16, c.42].
Данные принципы в начальной школе можно реализовать через игровую деятельность, что сделает процесс обучения и воспитания менее болезненным и тяжелым.
Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший способ обеспечения эмоционального отклика на воспитание личности ребёнка в группе продлённого дня.
Игра, как бы синтезирует познавательную, трудовую, творческую активность. Любое новое знание или умение, приобретённое младшим школьником, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.
Дети проявляют интерес к игре, если её правила и действия понятны им. В дружном коллективе, живущем содержательной жизнью, дети приобретают положительный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как отчётливо осознают высокие моральные принципы.
Игровая деятельность оказывает положительное влияние на полноценное развитие нравственной и волевой сферы личности ребенка. Вопрос использования игры в воспитательных и не только целях интересовал психологов и педагогов еще в начале XX века.
Тема игровой терапии находит свое отражение в работах А.Фрейда, Г.Гуг-Гельмута, а К.Роджерс считал, что использование игры позволяет ребенку самовыражаться и саморазвиваться, что приводит к активному личностному росту [14, c.56].
С точки зрения другого специалиста (Д.Леви) использование игры позволяет ребенку справиться с психологическими проблемами, пережить травмы и обиды со стороны окружающих.
В истории отечественной психологии игровую деятельность, ее роль в развитии личности ребенка изучали такие известные ученые, как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин и др. Также данный вопрос подвергся изучению в своих научных трудах А.Захаровым, А.Варга и др.
На современном этапе развития психологии и педагогики все больше специалистов уделяют особое внимание использованию игровой деятельности, что позволяет по-новому отразить происходящие в обществе социокультурные процессы и построить взаимоотношения между учителем, воспитателем и учащимися.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алпарова, Н. Н. В гостях у жаркого лета. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев, И.П. Сусидко. - М.: Феникс, 2009. - 128 c.
2 Алпарова, Н.Н. Зимние сказки. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Алпарова. - М.: Феникс, 2009. - 403 c.
3 Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. - Москва: РГГУ, 2010. - 176 c.
4 Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2004. - 192 c.
5 Винокурова, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников / Н.К. Винокурова. - М.: АСТ, 2009. - 455 c.
6 Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. - М.: Академия (Academia), 2008. - 615 c.
7 Дик, Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников / Н.Ф. Дик. - Москва: СИНТЕГ, 2008. - 320 c.
8 Кирьянова, Р.А.70 игр для обучения чтению. Рабочая тетрадь / Кирьянова Раиса Алексеевна. - М.: Каро, 2005. - 510 c.
9 Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2004. - 497 c.
10 Кугач, А.Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / Кугач Антонина Николаевна. - М.: Феникс, 2011. - 145 c.
11 Куличковская, Е. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников / Е.В. Куличковская, О.В. Степанова. - М.: Речь, 2008. - 144 c.
12 Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2003. - 224 c.
13 Лаптева, Л.И. Красивая улыбка. Образовательная программа для младших школьников / Людмила Лаптева, Эдит Кузьмина. - М.: Чистые пруды, 2006. - 536 c.
14 Логические игры для младших школьников. Книга 2. - М.: Ранок, 2010. - 668 c.
15 Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Ось-89, 2011. - 160 c.
16 Мищенкова, Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2010. - 286 c.
17 Павлушкова, Н. Н. Книжки-малышки. Приложение к пособию "Обучение грамоте младших школьников с ЗПР" / Н.Н. Павлушкова, Р.И. Харитонова. - М.: ГНОМ и Д, 2005. - 709 c.
18 Петрова, В.И. Домашний труд младшего школьника / В.И. Петрова. - М.: Учпедгиз, 2005. - 735 c.
19 Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. - М.: Феникс, 2009. - 237 c.
20 Холл, Д. Игры для детей младших классов / Д. Холл. - М.: АСТ, 2010. - 573 c.
21 Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2003. - 184 c.
22 Чукавина, И.А. Задушевное чтение. Хрестоматия для младших школьников / И.А. Чукавина. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, Neoclassic, 2007. - 288 c.